Спустя 6,5 года полиция заинтересовалась миллиардами, исчезнувшими при санации Тимер Банка
Как минимум 60 обысков провели в Казани следователи МВД России и оперативники УБЭП РТ в рамках нового «банковского дела», которое по своим масштабам может затмить расследование краха ТФБ. По данным источников «БИЗНЕС Online», в Москву доставлен и там же арестован бывший первый заместитель председателя правления Татфондбанка Рамиль Насыров, который в 2017 году дал обширные показания на Роберта Мусина. Все это может быть частью начавшегося расследования махинаций в самом АСВ.
В Москву доставлен и там же арестован бывший первый заместитель председателя правления Татфондбанка Рамиль Насыров, который в 2017 году дал обширные показания на Роберта МусинаФото: «БИЗНЕС Online»
ЧТО ПРОИЗОШЛО
Масштабная операция силовиков прошла в конце прошлой недели в Казани и Москве. Из столицы в Татарстан приехала многочисленная группа сотрудников следственного департамента МВД России. Параллельно в Москву были доставлены, а затем задержаны в качестве подозреваемых бывший первый зампредправления ПАО «Татфондбанк» Рамиль Насыров и экс-предправления АО «Тимер Банк» Айрат Камалов.
В четверг, 18 февраля, следователи провели более 60 обысков (по другим данным, порядка 80) по различным адресам в столице Татарстана. Для этого, по словам наших источников, московские следователи задействовали около 80 оперативников республиканского управления экономической безопасности МВД. Точный список адресов не сообщается, но все это дома и квартиры бывших менеджеров (топ и средней руки) Татфондбанка и «Тимера» (ранее «БТА-Казань»). Несколько десятков финансистов были доставлены в здание республиканского УБЭП на улице Лобачевского.
«Обыски и допросы шли до поздней ночи», — рассказывает один из наших собеседников в правоохранительных органах.
Проблемы у Тимер Банка (на тот момента он носил название «БТА-Казань») начались в 2014 годуФото: «БИЗНЕС Online»
В ЧЕМ СУТЬ РАССЛЕДОВАНИЯ И ПОЧЕМУ ЕГО ВЕДУТ МОСКВИЧИ
Несмотря на масштаб следственно-оперативных мероприятий, суть уголовного дела держится в строжайшем секрете. Однако, по словам наших источников, речь о мошенничестве при санации банка «БТА-Казань». В 2014 году оздоровлением тонущего «БТА-Казань» занялся Татфондбанк с Робертом Мусиным во главе, а ЦБ выделил на это около 9,9 млрд рублей. Следователи же подозревают, что как минимум 8 млрд из данной суммы было украдено. Причем выявили это не в Москве, а в Казани: изначально дело возбуждалось в главном следственном управлении МВД по Татарстану. Оно находилось в производстве следователя по особо важным делам Нияза Абдразякова. Он также расследовал махинации в «ТФБ-Финанс», однако потом дело передали в следком. Что-то подобное произошло и с новым расследованием. Материалы уголовного дела, которое без особого рвения расследовалось в республике, были изъяты Москвой и переданы в следственный департамент МВД России.
«Причина неизвестна. Возможно, чтобы не допустить противодействия на уровне Казани», — полагает наш осведомленный собеседник.
Оздоровлением тонущего «БТА-Казань» занялся Татфондбанк с Робертом Мусиным во главе, а ЦБ выделил на это около 9,9 млрд рублей. Следователи же подозревают, что как минимум 8 млрд из этой суммы было украденоФото: «БИЗНЕС Online»
КАК САНИРОВАЛИ «БТА-КАЗАНЬ»
Проблемы у Тимер Банка (на тот момента он носил название «БТА-Казань») начались в 2014 году. До этого времени банк входил в группу казахстанского банка «БТА» и его бенефициара Мухтара Аблязова (на родине его считают преступником, он скрывается за границей). С 2007-го председателем правления банка был Мударис Идрисов, за два года до санации он отошел от оперативного управления кредитной организацией и стал председателем совета директоров. А его место занял приближенный молодой менеджер — Руслан Алимов, который потом и отмотал год и 9 месяцев в колонии (не считая СИЗО) за нанесенный банку ущерб в 1,6 млрд рублей. Уголовное дело в отношении Идрисова следком Татарстана открывал и закрывал не менее 6 раз.
О том, что санировать «БТА-Казань» будет Татфондбанк и его бенефициар Мусин, сообщили на большой пресс-конференции в Казани, которая прошла 28 мая 2014 года («БИЗНЕС Online» публиковал ее полную стенограмму). В числе участников, помимо Мусина, был тогдашний председатель Нацбанка РТ Евгений Богачев и премьер-министр РТ Ильдар Халиков. Москву же представлял зампред АСВ Валерий Мирошников, который заявил о финансовой дыре в банке в 6 млрд рублей, из которых 3 млрд приходилось на исчезнувшие гособлигации.
2 июня 2014 года санатором «БТА-Казань» был назначен Татфондбанк, который предоставил ему финансовую помощь в виде межбанковского кредита в размере 1,2 млрд рублей. На следующий день ООО «Новая нефтехимия» (принадлежит Мусину), выступившее в роли инвестора, выкупило за 1,8 млрд рублей акции допэмиссии и стало владельцем практически 100% акций «БТА-Казань», чей капитал перед этим был уменьшен до 1 рубля. 5 июня АСВ предоставило санируемому банку 10-летний льготный заем в размере 9,9 млрд рублей под 0,51% годовых. Таким образом, общая сумма поступлений средств в целях санации составила 12,9 млрд рублей.
Предправления «БТА-Казань» стал Айрат Камалов — доверенный менеджер Мусина, который на работу в ТФБ перешел сразу со студенческой скамьи юрфака КФУ в 2000 году. Впрочем, пару лет он успел поработать и в аппарате президента РТ. В начале 2015-го «БТА-Казань» был переименован в Тимер Банк. Тогда же появилась информация о готовящейся допэмисии акций на 3 млрд рублей, которые должна была выкупить «Новая нефтехимия». Однако позднее оказалось, что этого так и не было сделано. Почти полтора года санация Тимер Банка проходила самотеком — Банк России утвердил план финансового оздоровления лишь 3 декабря 2015 года. И только 1 июля 2016-го в рамках этого плана ООО «Новая нефтехимия» увеличило уставной капитал Тимер Банка на 1,5 млрд рублей.
На пресс-конференции все представили так, будто Мусин отнюдь не рвался взвалить на себя тяжелую ношу, но в последний момент его уговорили. Как выяснилось впоследствии, все было иначе: деньги, выделенные на санацию «Тимера», разными способами использовались для продления агонии империи ТФБ, которая уже в то время шла ко дну. О том, как это делалось, можно почитать в нашем материале, написанном в том числе на основе оказавшегося в распоряжении «БИЗНЕС Online» акта проверки ЦБ.
В итоге «Тимер» не разделил судьбу остальных банковских активов Мусина. Это был первый случай, когда банк санировали дважды. Спасателем выступила одна из структур Сергея Чемезова — Российская финансовая корпорация, которая на 100% принадлежит «Ростеху». В июле 2019 года Тимер Банк перерегистрировался в Москву, сейчас главный офис находится там под руководством Антона Фомина. Объем активов банка на 2020-й был равен 56,9 млрд рублей.
СУДЬБА НАСЫРОВА: СДАЛ МУСИНА, НО ВНОВЬ ОКАЗАЛСЯ В СИЗО
По данным наших источников, в пятницу, 19 февраля, Тверской суд Москвы по требованию МВД арестовал и Камалова, и Насырова. Данную информацию нашему изданию подтвердили в пресс-службе суда, отказавшись назвать фабулу дела и адвокатов обвиняемых. Там лишь уточнили: оба просидят в СИЗО до 18 апреля, если их, конечно, не отпустит Мосгорсуд.
Некогда первый зампред ТФБ Насыров оказывается за решеткой уже второй раз в жизни. Впервые его задерживали в марте 2017 года, спустя две недели после объявления ТФБ банкротом. Тогда он стал единственным из целого ряда фигурантов, которого суд сразу отправил не в СИЗО, а под домашний арест. Причина — именно он в деталях, на нескольких десятках страниц, раскрыл следствию целый ряд хитроумных финансовых схем и сдал с потрохами своего шефа Мусина. Спустя год расследования дело в отношении Насырова было прекращено «за деятельным раскаянием». В СКР заявляли, что Насыров «содействовал следствию, давал изобличающие показания на себя и других фигурантов». Ровно через год дело снова возобновили по настоянию АСВ. Впрочем, потом его опять прекратили, а единственным подсудимым остался Мусин, который сейчас отдувается за грехи всей своей команды. Но, как видим, и Насырову пришлось вновь услышать за собой лязг засова тюремной камеры.
Валерий Мирошников представлял Мусина в качестве санатора «БТА-Казань» на пресс-конференции в 2014 годуФото: © Виталий Белоусов, РИА «Новости»
ЧТО МОЖЕТ СТОЯТЬ ЗА АТАКОЙ НА VIP-БАНКИРОВ ИЗ ТАТАРСТАНА
Главная загадка: почему скелет дела «Тимера» достали из шкафа, да еще с таким рвением? По одной из версий, главная цель не казанские банкиры, а топ-менеджеры АСВ и сотрудники ФСБ. Во второй половине прошлого года издания Meduza, «Проект» и VTimes публиковали большое расследование о том, как якобы в России решались вопросы с санацией банков, распределялись санаторы и сколько денег на это выделяло государство.
Поводом стало уголовное дело в отношении начальника банковского отдела управления «К» службы экономической безопасности ФСБ России Кирилла Черкалина. В 2019 году в квартире полковника во время обыска обнаружили 12 млрд рублей наличкой — рекордный «улов» в истории РФ.
По версии изданий, вокруг санации банков был построен многомиллиардный бизнес. За всю историю ЦБ потратил на спасение «утопающих» банков 2 трлн рублей, из которых две трети — после 2013 года. Решение о том, стоит ли санировать банк или проще его обанкротить, принимала специальная комиссии АСВ, с которой плотно взаимодействовал полковник Черкалин. АСВ в том числе влияло на выбор победителя, получавшего право на санацию.
При этом, как писали со ссылкой на близкий к следствию источник «Открытые медиа», сам Черкалин сообщил следствию, что бо́льшая часть найденных у него денег не его, а принадлежат заместителю директора АСВ Мирошникову, который, по версии полковника, и был автором преступных схем. Именно Мирошников, как мы писали выше, представлял Мусина в качестве санатора «БТА-Казань» на пресс-конференции в 2014 году. Так что сомнительное решение сделать санатором группу ТФБ, которая и сама дышала на ладан, в том числе и на его совести.
«Главным всегда был Мирошников, Черкалин действительно говорит правду — это деньги не его, он реально являлся просто хранителем и крышевал Мирошникова и АСВ, — цитирует Meduza Александра Железняка, уехавшего из России бывшего председателя правления Пробизнесбанка, лишившегося лицензии. — При этом о Мирошникове все забыли, он просто растворился в воздухе».
Добраться до Мирошникова и даже допросить его правоохранительные органы не смогли: он покинул страну сразу после задержания Черкалина, писали The Bell и «Проект». По другим данным, на тот момент он уже был в Австралии и решил не возвращаться в Россию. Спустя два с половиной месяца АСВ без указания причин сообщило о его отставке.
Связано дело «БТА-Казань» с расследованием махинаций в АСВ или нет — пока неизвестно.